Многие механизмы и приспособления, необходимые для облегчения труда дачника вовсе не обязательно покупать. Как правило, они стоят немалых денег. В этой статье расскажем о том, как может быть создан самодельный мотоблок на основе мотоцикла «Иж».
Содержание
Изготовление рамы агрегата
Информация о двигателе мотоблока
Как устроен цепной редуктор
Конструкция самодельных колес, подрамника для культиватора и рыхлителей
Такая техника может быть использована для вспашки, культивации, боронования, окучивания, а совместно с тележкой – для перевозки грузов. Как и любой сложный механизм, из нескольких частей состоит мотоблок. Инструкция по его сборке представлена вашему вниманию.
Изготовление рамы агрегата
Рама является несущей конструкцией, к которой крепятся все остальные составные части агрегата. Для ее изготовления необходимо выполнить следующее.
Из водопроводной стальной металлической трубы, диаметром дюйм с четвертью, требуется согнуть и соединить сваркой конструкцию в виде двух лонжеронов, у которых задний и передний края загнуты кверху. Сварка выполняется в зоне переднего края.
К задней стороне лонжерона приваривается руль от мотоцикла «Иж», на котором должны быть установлены рычаги управления.
Для жесткости рамы к лонжеронам в нескольких местах привариваются поперечины. Передняя будет служить упором для натяжителя цепи трансмиссии первой ступени.
Ближе к загибу заднего края лонжеронов, между трубами следует приварить металлическую пластину. Она будет играть роль ребра жесткости, но главное назначение – площадка для аккумулятора.
Картер редуктора, являющийся частью рамы, представляет собой стойку между ходовой частью и двигателем. К нижней его части можно крепить грузовую тележку или культиваторный подрамник.
Информация о двигателе мотоблока
Силовая часть, трансмиссия и несущая рама для них собирается следующим образом.
Двигатель для мотоблока должен иметь принудительное воздушное охлаждение: это необходимое условие при малой скорости передвижения. Отлично подходит силовой агрегат от мотороллера «Муравей»: он работает на бензине и имеет мощность 13 лошадиных сил.
С двигателем соединяется коробка передач. Глушитель придется делать самостоятельно из стальной трубы диаметром 70 мм. Необходимо отрезать от нее 250 мм и заполнить металлическими стружками и опилками. Конфигурация должна быть такой, чтобы выхлопные газы отводились в сторону и не мешали работать. Выхлопное отверстие сужается до 16 мм.
Рама для двигателя изготавливается из стальной трубы диаметром 42 мм в виде салазок. По краям и в центре крепятся сваркой скобы с отверстиями под болты М8. Затем эта рама располагается центральной скобой книзу и приваривается к центральной поперечине салазок. Для более качественного соединения сваркой, участки трубы салазок и металл поперечины нужно слегка выгнуть: это увеличит площадь касания.
Устройство мотоблока предполагает крепление двигателя к раме в указанных на чертеже точках. Определяющим фактором при разработке конструкции салазок и рамы являются размеры силового агрегата.
По центру вертикальной полки траверсы, прикрепленной к направляющим, необходимо посверлить отверстие диаметром 10 мм. Это требуется для установки болта М10, с помощью которого будет выполняться натяжка цепи от первой ступени редуктора.
Подмоторная рама фиксируется болтами М10 к основной раме в четырех точках. Салазки двигаются по лонжеронам вдоль четырех пазов (по два в каждой полозе салазки).
Как устроен цепной редуктор
Этот механизм необходим для того, чтобы уменьшить количество оборотов вала двигателя и увеличить крутящий момент, передаваемый двигателем к рыхлителям и колесам. Схема мотоблока в части цепного редуктора состоит из следующих деталей и составных частей:
первая ступень собирается из пары звездочек с шагом 12,75 мм между зубьями: у ведущей – 17 зубьев, у ведомой – 57;
ведущая звездочка садится на выходной вал двигателя, ведомая крепится на наружном фланце первичного вала второй ступени;
вторая ступень редуктора собирается из звездочек с шагом между зубьями, равным 19,05 мм: у ведущей 11 зубьев, у ведомой – 25;
вторая ступень усиленная, она находится в непосредственной близости к земле и потому для защиты от засорения помещается в картер, который крепится сваркой к лонжеронам с помощью стальных проставок;
картер представляет собой два швеллера с укороченными полками (до 35 мм), поверх картера расположена резиновая крышка;
для надежного крепления между поперечиной и картером приваривается подкос;
в стенках коллектора должны быть два отверстия на одной оси, служащие гнездами для подшипников 100 мм;
по окружности рядом с этими отверстиями расположено шесть отверстий с резьбой М8: они необходимы для крепления к картеру корпусов;
натяжение цепи второй ступени редуктора регулируется ступенчато поворотом подшипников (минимум на 15 градусов) с эксцентриковыми корпусами вокруг своей оси;
вал второй ступени устанавливается в шарикоподшипники, при этом ведущая звездочка зажимается между стенок картера в центральной его части и соединяется шпонкой с валом;
смазывание маслом механизма происходит за счет постоянного погружения в него нижних зубьев шестеренок;
от утечки масла предохраняют сальники, установленные в корпуса подшипников.
Сборка мотоблока выполняется в соответствии данным с чертежом.
Конструкция самодельных колес, подрамника для культиватора и рыхлителей
Посредством передачи крутящего момента от двигателя, благодаря сцепке со шлицами на полуосях, в движение приводятся колеса или рыхлители. Для этого пригодны колеса от мотоколяски, а для того, чтобы сцепление с почвой было хорошим, поверх шин крепится бандаж из стальной ленты, к которой привариваются отрезки уголков. Эти 25-миллиметровые уголки называются грунтозацепами.
Чтобы такая конструкция прочно держалась на шине, по обеим сторонам полосок должны быть предусмотрены специальные усики, загнутые внутрь обруча. Бандажный обруч состоит из двух половинок, соединенных с помощью шарнира и замкового устройства. Они расположены по разные стороны.
Для установки культиватора необходимо сварить из прямоугольной трубы сечением 60?40 мм Т-образной формы подрамник. Если не получится обнаружить подходящую конструкцию в торговой организации, реализующей сельскохозяйственную технику, проще заказать ее на заводе. При наличии сварки и других необходимых приспособлений и инструментов, эту деталь можно изготовить самостоятельно. Для того чтобы траверса могла отделяться, спереди у подрамника необходимо установить сцепное устройство, изготовленное из швеллера.
Заменить плуг можно с помощью рыхлителей: они представляют собой ножи с резцами и устанавливаются вместо колес. Они изготавливаются из полос стали 50?60 мм (можно заимствовать у старой сенокосилки). Количество лапок выбирается в зависимости от вида обработки почвы. Для рыхления почвы достаточно одной-двух. При правильном их заглублении в грунт, мотоблок будет легко передвигаться и управляться. После такого рыхления в бороновании нет необходимости.
Чтобы наглядно представить, как выглядят других модификаций самодельные мотоблоки, фото и видео представлены в статье.