Венецианская штукатурка: особенности использования материала
Наружная венецианская штукатурка
Отделка венецианской штукатуркой во все времена была прерогативой элитных зданий и богатых домов. Дорогой материал с невероятно сложным способом нанесения просто не мог быть доступным для всех желающих.
За прошедшие столетия состав венецианской штукатурки, основой которой изначально была мраморная пыль, претерпел некоторые изменения. В современной «венецианке» мрамора может не быть и вовсе.
При этом цена материала существенно снижается, и использовать его для дизайна своего жилища могут так же люди со средним достатком. Остаётся только научиться работать с ним самостоятельно, видео в этой статье поможет вам сориентироваться в данном вопросе.
Содержание статьи
Небольшой экскурс в историю
Компоненты венецианской штукатурки
Декоративные эффекты
Особенности нанесения венецианской штукатурки
Набор расходных материалов
Нанесение штукатурки в классическом варианте
Небольшой экскурс в историю
Чтобы было понятно, что представляет собой венецианская штукатурка, заглянем в историю. Судя по названию, можно подумать, что она появилась в Венеции, — но это не так. В окрестностях Рима было много мраморных карьеров, и в городе из него строили большинство зданий. Это было почти за тысячу лет до нашей эры, и понятно, что в те времена камень обрабатывался практически вручную.
Итак:
Труд невероятно тяжёлый и кропотливый, а потому и стоимость этого строительного материала была столь высока. Народ небогатый строил из дешёвого подручного камня — дома хоть и получались прочными, но такой красотой, как мраморные строения, не отличались.
Вот и пришла одному из мастеров в голову идея использовать для отделки, так сказать, отходы производства мраморных плит. Собрав пыль и крошку, он изготовил смесь, покрыл ею стены простого жилища и хорошо разгладил. Результат превзошёл все ожидания – стены, покрытые импровизированной штукатуркой, невозможно было отличить от стен, возведённых из цельного камня.
Италия сегодня: венецианская штукатурка «Сан Марко» в отделке фасада
Люди во все времена рассуждали примерно одинаково: «Если нет разницы, так зачем платить больше». Тем более, что с появлением штукатурки отпала необходимость обрабатывать и перевозить тяжёлые глыбы мрамора. Поначалу мраморная пыль была бросовым материалом и использовалась исключительно бедняками, а потому широкого применения сразу не получила.
Термин «штукатурка» появился спустя столетия уже в Венеции, когда способ покрытия стен смесью на основе мраморной пыли был открыт заново и стал использоваться художниками для создания фресок. Это была роспись по сырой штукатурке, на которой создавались целые картины, и многие из них благополучно дожили и до наших дней.
Компоненты венецианской штукатурки
Похожие техники использовались у многих народов, но именно в Италии искусство создания фресок достигло пика своего развития. Кстати, во времена эпохи Возрождения оно являлось основным мерилом таланта художника.
Многие из них изготавливали растворы по своим собственным рецептам, экспериментируя ради того, чтобы добиться наибольшей прочности для своего творения.
Современные фрески в дизайне интерьера
Итак:
В качестве связующего вещества использовали известь: как в чистом виде, так и её смеси с казеином, или животным клеем, яичным белком. В составы вводили молоко, перемолотую пемзу, что давало возможность укреплять слои штукатурки.
Грунт (подготовительный слой) под фреску накладывался в несколько слоёв. В него добавляли более крупные наполнители: песок, дроблёный кирпич, солому – что предохраняло покрытие от растрескивания.
Краски для создания фресок также использовали органические, которые наносили на непросохшую штукатурку с помощью клея. Каким бы сочным не был цвет при нанесении, после высыхания он бледнел – причиной тому и большое количество слоёв. Поэтому изображения всегда получались в пастельных тонах.
«Оптимист-Элит»: венецианская штукатурка для интерьеров и фасадов
Технический прогресс не мог не отразиться на составе венецианской штукатурки. Сегодня в её состав добавляют полимерные смолы и присадки, которые не только улучшают механические характеристики стяжек, но и делают их невосприимчивыми к влаге и перепадам температур.
Обратите внимание! До того времени, как полимеры стали вводиться в состав венецианских штукатурок, в нашем климате их нельзя было использовать для наружной отделки. Теперь же есть как интерьерные варианты, так и фасадные, позволяющие красиво отделать здание не только внутри, но и снаружи.
Красители, имеющие химическое происхождение, позволяют создать рисунок любой цветовой насыщенности. В современных интерьерах можно увидеть даже фосфоресцирующие изображения, которые выполняются с помощью люминесцентной краски.
Декоративные эффекты
Для нанесения на стены художественных изображений необходимо было получить идеально гладкую поверхность. Вот поэтому в качестве наполнителя использовали мелкий песок и мрамор тонкого помола. Но не каждый ведь способен создать фреску в стиле Микеланджело, поэтому рисунки на стенах и потолках и сегодня попадают в категорию элитных вариантов отделки.
Введение в состав более крупных наполнителей, а также использование структурных валиков (см. Валики для декоративной штукатурки и создания рельефной поверхности), позволило получить на поверхности интересный рельеф и, главное, производить отделку своими руками, без участия именитых художников. По большому счёту, все современные составы для декоративного оштукатуривания и окрашивания берут своё начало от венецианских штукатурок.
Декоративная отделка стен венецианской штукатуркой
Если изображение на древней фреске целиком и полностью зависело от фантазии и умения художника, то современные декоративные штукатурки позволяют обойтись своими силами. Современные производители, так же, как и художники эпохи Возрождения, экспериментируют с наполнителями и добавками, только используют чаще не органические, а синтетические добавки.
Предприятия, специализирующиеся на производстве декоративных штукатурок, заинтересованы в сбыте, и понимают, что на товаре, ориентированном исключительно на богатых людей, далеко не уедешь. Поэтому производство нацелено на создание таких составов, с помощью которых можно получить интересный эффект, не обращаясь к дорогостоящим специалистам.
Эффект растрескавшейся штукатурки
Как итальянские художники не старались уберечь свои фрески от растрескивания, время всё равно оказало на них своё воздействие. Старинные изображения, покрытые тонкой сеткой трещин, стали даже более притягательными для взгляда и послужили толчком для создания современных штукатурок с эффектом, который называется «кракелюр». Их используют для интерьерного дизайна, и подобный пример вы можете видеть на фото сверху.
Чтобы получить такой эффект, в состав штукатурки вводят специальные добавки, провоцирующие стяжку на сжатие, в результате чего она трескается. Такие составы ориентированы на один-единственный эффект, а инструкция производителя даёт подробные указания по технологии их нанесения. В этом случае, фантазию можно проявить, лишь играя с оттенками.
Отделка фасада в технике сграффито
Штукатурные составы могут быть рассчитаны и на выполнение рельефного рисунка в технике сграффито. Это белая венецианская штукатурка, которая колеруется в процессе нанесения и сохраняет свою пластичность столько времени, сколько требуется для обработки накрывочных слоёв.
Рисунок наносится не с помощью краски, а механическим способом — путём удаления фрагментов верхнего слоя – так, чтобы было видно контрастный нижний слой. Мастера наносят контур рисунка на глаз, но гораздо проще делать это с помощью трафарета. Такой рисунок на штукатурке смотрится невероятно красиво, но выполняется медленно и потому стоит дорого.
Да и вообще, создать фреску или узор в технике сграффито самостоятельно сможет не каждый. Может поэтому самой большой популярностью у нас пользуется фактура мрамора, которую можно имитировать даже не обладая особыми художественными талантами.
Штукатурная имитация мрамора в интерьере
Этот камень от природы обладает неисчерпаемой палитрой оттенков и фактур, поэтому имитацию мраморной поверхности можно вписать практически в любой интерьер. И уж тем более, она является неотъемлемой частью дизайна в античном, средиземноморском, и многих других архитектурных стилях. О создании такого эффекта и пойдёт речь в следующей главе.
Особенности нанесения венецианской штукатурки
Для того, чтобы работать с венецианской штукатуркой, кроме общестроительных инструментов типа рулетки, уровня, дрели с насадками, малярного скотча и мехового валика с ванночкой, необходимо иметь в своём арсенале набор специальных инструментов. Причём, они должны быть хорошего качества и выполнены из нержавеющей стали.
Это:
Шпатели: большой, с полотном шириной 20 см, и малый, не более 6 см
Две тёрки разного размера (ширина 28 и 20 см)
Две кисти: макловица и флейц
Кельма венецианская
Шлифовальная машинка с насадкой для полировки воска
Наждачная бумага различной зернистости
Кельма для венецианской штукатурки
А ещё нужно заготовить несколько ёмкостей для смешивания и колеровки штукатурки, а также мерные стаканы и шприц для дозирования колера. В зависимости от предполагаемого эффекта, могут понадобиться структурные валики, трафареты, тонкие кисточки для прорисовки прожилок мрамора. Все эти мелочи просто необходимы для создания красивого рисунка на штукатурке.
Набор расходных материалов
Что касается расходных материалов, то их нужно покупать вместе со штукатуркой и желательно одной марки. Во всяком случае, продавцы предлагают покупателю в комплекте всё, что необходимо для работы. У каждого производителя свои материалы, и их набор зависит от того декоративного эффекта, на который рассчитана штукатурка.
Чаще всего это грунтовка; акриловый лак; финиш-лак; защитный воск для венецианской штукатурки; лессирующий состав. По своему усмотрению можно приобрести декорирующие добавки: бронзу, перламутр, серебро, золото, блёстки. С такими же эффектами предлагаются и декоративные эмали.
Декоры, которые можно создать, используя те или иные расходные материалы
Сразу скажем, что наносить декоративную штукатурку следует на уже подготовленную стену. Так что, если вы этого ещё не сделали, придётся покупать базовую смесь для выравнивания – желательно акрилатную, или делать это с помощью гипсокартона – и только потом создавать свои шедевры.
Кстати, расход венецианской штукатурки на 1 м2, варьируется в пределах 0,3кг — 1,2кг, и это как раз зависит от качества основания.
Чтобы эта цифра была минимальной, поверхность нужно не только качественно выровнять, но и перед нанесением венецианской штукатурки обработать акриловой грунтовкой глубокого проникновения. Через 12 часов можно приступать к декорированию поверхности.
Нанесение штукатурки в классическом варианте
После того, как огрунтованная поверхность высохла, наносится следующий слой грунта – теперь уже колерованный. Изначально грунт имеет белый цвет, и в него добавляют колер, соответствующий тому оттенку, в который будет окрашиваться поверхность. Это нужно для того, чтобы лучше скрыть базовое основание.
Колеровочные краски фасуются производителем или продавцом в маленькие баночки, и их количество соответствует той дозе, которую нужно добавить на определённый объём грунтовочного состава. Это очень удобно: выливаете баночку колера, к примеру, на десятилитровое ведёрко грунта, тщательно перемешиваете до получения однородного цвета — и готово.
Нанесение колерованного грунта под венецианскую штукатурку
Сохнет такой состав быстро – не более двух часов. По истечении положенного времени, поверхность слегка зачищается широким шпателем, а затем наносится непосредственно штукатурка. Она тоже белая, и колеруется аналогично предыдущему слою.
Важно! Нужно только помнить, что колеровать нужно сразу такое количество материала, которое гарантированно хватит на ту площадь, которую предполагается обработать, так как получить одинаковый оттенок в двух разных замесах практически невозможно.
Наносят шпаклёвку венецианской кельмой, в направлении «с сухого места на мокрое» — так не остаётся первоначальных точек соприкосновения кельмы с поверхностью. Чтобы получить эффект природного камня, потребуется нанести не менее трёх слоёв.
Слой штукатурки должен быть тонким, а сохнет он, в зависимости от влажности в помещении, от одного до двух часов. Второй слой наносится аналогично первому, и ему на высыхание требуется столько же времени.
Создание декоративного покрытия на стене
Третий слой самый тонкий и полупрозрачный. Наносят его уже не кельмой, а шпателем и уже через час приступают к важному этапу: железнению поверхности — то есть разглаживанию нанесённых слоёв кельмой. На этом этапе штукатурке придаётся глянец, и проявляется рисунок. Важно не переусердствовать и не поцарапать штукатурку, так как исправить это уже будет невозможно.
Прежде, чем можно будет покрывать финишный слой защитным воском, с момента его нанесения должны пройти сутки. Он наносится широким шпателем, тонким равномерным слоем, и через 40-50 минут полируется. На данном этапе тоже есть свои нюансы, которые очень важно соблюсти, поэтому будьте внимательны к рекомендациям производителя венецианской штукатурки.